Если рекламные СМС приходят с длинного номера, операторы ничем помочь не смогут.
Поправки в закон «О связи», запрещающие рекламную рассылку сотовым операторам, вступили в силу с 1 мая. С этого дня спам можно рассылать только с разрешения самого абонента, которое он дает в письменном виде. Однако на сложившуюся ситуацию новшества повлияют не слишком сильно. «Вслух.ру» предлагает разобраться, кто и как имеет право рекламировать свои услуги через СМС.
Все, что касается непосредственно контентной рекламы, теперь регламентируется пятым пунктом закона о связи. Теперь, согласно закону, если оператор оказывает с согласия абонента информационные или развлекательные платные услуги, средства на их оплату должны храниться на отдельном лицевом счете. Проще говоря, за гороскопы нужно будет платить не с основного баланса, а со специального, контентного.
До получения согласия от абонента об оказании контентных услуг операторы будут присылать СМС, содержащие информацию о тарифах на эти услуги, сопровождаемые кратким описанием.
Как это будет выглядеть на самом деле, рассказал директор Тюменского отделения Уральского филиала ОАО «МегаФон» Дмитрий Мелихов. «Услуги по доступу к контенту широко востребованы населением, а потому очень привлекательны для мошенников и недобросовестных лиц, — отметил он. — Признание за услугами такого вида правового статуса и его четкое регулирование позволит абонентам получать только те услуги, в которых они заинтересованы. Это позволит существенно снизить объем мобильного мошенничества».
Что касается второго лицевого счета, по словам Мелихова, на данный момент подключение контентного счета возможно только по письменному заявлению. Но в ближайшем будущем это станет возможным и через дистанционные каналы. «Такое разделение полезно клиентам. Часто дети отправляют смс-сообщения на платные номера. Если на контентном счете не будет средств, то сделать они этого не смогут», — пояснил он Пополнять контентный счет абоненты смогут отправив USSD команду для перевода средств с основного счета. С основного счета абонент будет оплачивать только услуги связи, не относящиеся к контентным услугам, к примеру, голосовые вызовы и SMS между абонентами.
Борьба со спамом с контентных коротких номеров это, конечно, хорошо, но часто спам приходит от обычных абонентов, пояснил нам начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО Евгений Дорошенко.
«При заключении договора с оператором абонент всегда дает согласие на рекламную рассылку. Пока абонент не напишет заявление об отказе, ему будут приходить СМС-расслыки и нарушения законодательства в этом нет, — подчеркнул Дорошенко. — Второй момент: если абонент заполняет где-либо какие-либо анкеты и оставляет свой номер телефона и потом ему приходят сообщения рекламного характера от данной организации, это тоже не является нарушением законодательства. Если СМС приходит не с короткого контент-номера, а с длинного, то, условно говоря, оно пришло от такого же абонента».
Иными словами, спамеры уже давно перешли с коротких номеров на обычные. Технически организовать рекламную рассылку не так уж и сложно, хоть для этого и требуются определенные программы. А поскольку оператор за такой спам ответственности не несет, единственный выход для абонента — заблокировать номер с которого пришло сообщение. «У каждого оператора есть „черный список“, которым можно пользоваться, — подчеркнул Дорошенко. — Реально изменится следующее: с контент-провайдеров перестанет сыпаться реклама игр, музыки и прочего. А если СМС приходят с длинного номера, операторы ничем помочь не смогут».